Суббота
11.05.2024
06:17
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Мини-чат
Қўшимча сайтлар
  • Ўз сайтингизни яратинг
  • BBC ўзбек хизмати
  • Озодлик радиоси
  • Насрулло Саййиднинг блоги
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    "Ҳамкорлик" жамғармаси

    Главная » 2013 » Сентябрь » 2 » Кто виноват? … Что делать?...
    06:53
    Кто виноват? … Что делать?...
    Кто виноват? Что делать? Над этими вопросами ломало голову не одно поколение русских мыслителей. Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Дос-тоевский,  Кропоткин  и множество  других людей .  Над этим размыш-лял и вождь мирового пролетариата - Ленин, который в конце - концов  узурпировал власть в Российской империи. Сталин осведомлённый о грозной революционной окраске этих вопросов, не долго думая, отпра-влял всех любознательных  в лагеря… Говорят, если хочешь предвидеть, что случится завтра , узнай, что было вчера.

    В тысяча девятьсот восемьдесят втором году  я снимал в Москве докуме-нтальный фильм «Современники»  посвящённый старым большевикам - героям гражданской войны в Туркестане . 

    Из двадцати претендентов предложенных Союзом ветеранов я выбрал трёх человек. Отставного генерал - лейтенанта Николая Андреевича Верёвкина - Рахальского   1893 года рождения.  Который с июля 1918 года сначала в должности командира 1- го Ферганского полка, а с 1919 по 1926 годы в должности командира второй Туркестанской стрелковой дивизии участвовал в боях против повстанцев. Второй - отставной генерал - лейтенант Чаны-шев  Якуб  Джангирович 1892 года рождения, с марта 1920 года был комиссаром Татарской бригады воевавшей на Туркестанском фронте и участвовал во взятии Бухары и Ферганы. Но пожалуй,  самой интерес-ной находкой  был наш соотечественник родом из Ферганы - отставной полковник  Абдухалил  Назарович  Назаров - 1902 года рождения, который,  будучи сыном кучера русского чиновника , сумел получить образование в русско –туземной школе, вступил в большевистскую партию и во время гражданской войны  служил  чекистом.  

    Он великолепно владел русским, узбекским, таджикским и китайскими языками. Правда , китайского я не знаю, и не слышал от него китайской речи, но на узбекском и таджикском, время от времени, мы с ним переговаривались.  От него я узнал многое  о чём в книгах тогда не писали. К примеру, он мне рассказывал, что  работая в контрольных органах обнаружил, что Икрам домулло – отец Акмаля Икрамова совершал махинации с земельными участками и в связи с этим он написал докладную записку  своему шефу -  уполномоченному Контрольной комиссии ВКП (б) по Узбекистану Манжаре Дмитрию Ивановичу , после чего поднялся громкий скандал  и ему посоветовали срочно перевестись в Москву.  

    А про Файзуллу Ходжаева, говорил позитивно, правда , при этом не забывал подчёркивать -  Файзулла был бабником ! -   Рассказывал и о том ,как тайно был переправлен в Тегеран, участвовал в создании Иранской коммунистической партии и её печатных органов..

    В отличии от аппартаментов генерала  - Чанышева жившего в элитном  доме на площади «Ногина» неподалёку от Кремля, генерала Верёвкина – Рахальского жившего  рядом с метро «Динамо» и рассказывавшего мне сколько вагонов трофеев он вывез из Германии и демонстрировавшего свою квартиру уставленную антикварной мебелью заполненной дорогой фарфоровой посудой, с хрустальными люстрами на потолках  и большими зеркалами в прихожей и спальнях  Абдухалил – ака жил на отшибе, рядом с метро «Автозаводская» на восьмом этаже 16 этажного дома. Обстановка  его однокомнатной малогабаритной квартиры была более чем скромной . Всё имущество состояло из большего количества книг в старых шкафах, потёртого дивана с журнальным столиком и креслами ,  и стоящего в углу на тонких ножках  советского телевизора. 

    Когда я пытался выяснить, почему он не воспользовался случаем, как Верёвкин  -  Рахальский обзавестись трофейным  имуществом  он отвечал, что служил  командиром полка и мог бы, как и другие вывезти барахло из Германии, но это его не интересовало. И что он даже в Москве отказался  от трофейного мерседеса из-за чего случился конфликт с женой. Это была интересная критически мыслящая личность. В свои 80 лет он жил один и вёл самостоятельно хозяйство. Ходил на рынок за продуктами, убирал квартиру, стирал, готовил  и не нуждался в помощниках .И самое главное! Он не боялся открыто  размышлять  перед камерой . 

    В отличии от генералов, которые были обычными смертными, с  обыч-ными человеческими слабостями,  Назаров был живым воплощением  большевика –  ленинца, героя гражданской войны, каких рисовала Со-ветская пропаганда. Он подкупал своей образованностью, бескорысти-ием и аскетичной неприхотливостью.  Помню, как частенько указывая в окно, старичок  грустно говорил : «Разве за такую жизнь я боролся?..             ( Это был разгар брежневского застоя, незадолго до смерти генсека) Однако, многие острые высказывания Назарова были вырезаны из фильма  - редакция киностудии и художественный руководитель Малик Каюмов  бдительно стояли на страже интересов партии.)  

    Поскольку, я  часто задавал вопросы о репрессиях и репрессированных, однажды Назаров , предложил мне отобедать с ним в столовой ветера-нов войны и труда расположенной, если мне не изменяет память, где- то на Бульварном кольце. Это была правительственная спецстоловая,  где за символические копейки можно было вкусно и сытно поесть. Правда, для этого нужно было иметь соответствующие документы. Сюда со всей Москвы съезжались именитые старцы. Некоторые при-ходили в сопровождении своих внуков и правнуков, поэтому моё при-сутствие  никого из обслуживающего персонала не обеспокоило.  Поме-щение столовой было размером примерно 20 на 30 метров. Большие витрины выходящие на шумную улицу ярко освещали  ряды  длинных  обеденных столов . Посреди помещения между  столами тянулся  большой проход . Слева и справа от прохода сидели ветераны войны, партии и труда. -  Бери всё что нравится, не стесняйся,  - сказал  Абдухалил Назарович ,когда мы с подносами подошли к стойке раздачи пищи.    Не помню, что именно , но я взял много и первое и второе и третье. Сам он ел мало поэтому довольствовался кашей из геркулеса с молоком . После чего  направился к левому ряду столов расположенных  рядом с широкими окнами. Я  естественно, пошёл следом. После того, как я поел и принялся за компот, он мне заговорщески подмигнул и кивнул в сторону  столов расположенных справа от прохода в противо-положной от нас стороне куда не проникал яркий дневной свет, и где сидела кучка  ветеранов  . - Там враги народа , -   Почему враги ? – Удивился я,- Ты же спрашивал про репрессированных . Вот они были  репрессированы,  а потом реабилитированы – ответил Назаров.  После этих слов я стал пристальнее смотреть в сторону ветеранов , которые мрачно поедали свой обед. 

    Они почти не разговаривали. Просто ели уткнувшись в свои тарелки и даже друг на друга не глядели . - А вот, в нашем ряду, где  мы с тобой,- продолжил Назаров ,-обедают те  кто их репрессировал. - Старцы сидящие у витрин на солнечной стороне, в отличии от тех, кто обедал в тени у стены, были жизнерадостны, улыба-лись и громко разговаривали друг с другом.- Они не разговаривают с вашей стороной ? - Спросил я… - Никогда ! – Ответил Назаров.

    Справа, далеко от солнечного света, обедали озлобленные старцы, которые уцелели после лагерей и тюрем, где отсидели по десять пятнадцать, а то и больше лет. Они никогда не были врагами народа. Просто они страдали синдромом Иисуса Христа и чувствовали личную ответственность за всё происходящее в стране . 

    Это были интеллигент-ные люди , которых власть  сделала козлами отпущения, возложив свои грехи и неудачи . Они потеряли лучшую часть своей драгоценной жиз-ни только за то что смели мыслить, задавали неудобные вопросы и под-вергали сомнению деяния власти,  думали над злободневным вопросом  «Кто виноват и что делать?» 

    Слева на солнечной стороне обедали те кто их репрессировал, те кто были солдатами и слепо выполняли распоряжения начальства. Те кто усвоили Ленинскую мысль « интеллигенция говно нации». Как знать, если бы в своё время, Сталин прислушался к голосу тех кто подвергал сомнению его деяния, возможно, не было бы ГУЛАГа, и войны с Гитлером не было, и не развалился бы Советский Союз, а мирно трансформировался бы, в какой нибудь Евроазиатский Союз наподобие Европейского союза.   

    Мы воспитанные под влиянием русской культуры не смогли избежать  вопросов : Кто виноват и что делать?  . В январе 1992 года, после повы-шения цен на продовольственные товары, в Ташкенте начались  волне-ния студентов с требованиями повысить стипендию. Вместо цивили-зованного диалога 16 января власть  расстреляла  студенческие пикеты. Устроила облавы на зачинщиков и массовые репрессии. 

    Политическая оппозиция в те дни не смогла дать адекватного отпора. Тогда  лидер партии демократических реформ  доктор исторических наук Файзула Исхаков  с помощью секретаря Союза писателей  поэтессы Гульчехры Нуруллаевой организовал встречу представителей различных полити-ческих партий с целью консолидировать и активизировать деятель-ность оппозиционной интеллигенции, чтобы, адекватно и цивилизо-ванно реагировать на репрессивную политику власти. Тимур Валиев, один из бывших членов Центрального совета «Движения Бирлик», ставший советником президента Каримова сославшись на то, что собрание не санкционировано отказался участвовать в обсуждении этого вопроса.     

    Бывший  член Центрального совета «Движения Бир-лик» поэт  Жамол Камол, избранный председателем Союза писателей, не пришёл на собрание и не дал разрешения на его проведение . По инициативе Гульчехры Нуруллаевой, взявшей на себя ответственность за проведение собрания, оно всё же состоялось. Но ни к чему кроме разговоров это не привело.  Нет сегодня среди нас Файзуллы Исхакова и Олима Каримова нет, ушли в мир иной и Тимур Валиев и Тоиба Туляганова и Дамин Нарзыкулов и многие другие мыслящие и смелые люди, однако вопрос . Как объединить отечественную интеллигенцию для совместных действий до сих пор  ждёт своего решения. Только, время от времени, в интернете, как глас вопиющего в пустыне звучит голос Абдужалиля Бойматова… 

    «А вокруг  тишина…  Только мёртвые с косами стоят…»

    Дальше я буду говорить очень неприятные для моих бывших соратни-ков вещи. Хотя , я и сам  такой же упёртый динозавр ,с теми же недос-татками, но говорить надо.  Иногда  я им сочувствую, иногда жалею, иногда негодую, иногда смеюсь от души..Ах если бы они увидели себя со стороны , какими жалкими  шутами, они  порой выглядят. 

           А кого и с кем объединять сегодня, дорогой Абдужалиль ? Те кто называют себя лидерами оппозиции нетерпимы и непривлекательны. Ни высокой культурой, ни нравственностью, ни благородством поступков, ни исключительным умом не блещут. Это же самые настоящие большевики ! Непримиримые партийцы! Один -  наивный диплодок ставший муллой всё время заигрывает с исламистами. Другой  - бешенный тиранозавр кусает всех подряд , третий – мелкий раптор претендующий на роль отца, основателя «Народного Движения Бир-лик»,  ворует сайт . Видите ли, он потратил деньги и ему не нравится то, что там публикуется. И наплевать, что это единственный сайт, где можно увидеть всю палитру , пусть и не всегда корректных и не всегда объективных мнений существующих в стране и за её пределами. Кто же виноват, что мы не интеллигентны ? 

    Какие такие общие цели могут объединить физика и лирика, атеиста и муллу, западника и почвенника? Разве они бескорыстно посадили фруктовые деревья в каменистой пустыне и бережно ухаживают за садом, заведомо зная, что никогда не  сядут у журчащего ручья и не отведают сочных плодов? Нет же! Они злейшие конкуренты более двадцати лет воюющие  между собой за шкуру не убитого медведя. И при этом, демонстрирующие   свои павлиньи хвосты эмиру бухарскому Насрулле , «Возьми меня!  Я хороший и гладенький!  А он шершавый – экстремист.» Это происходило  двадцать лет назад и происходит сейчас на наших с вами глазах. 

    Что же нам с этим делать? Кто виноват, что колхоз «Красный кетмень» переименовали в «Светлый путь» , а суть не изменилась? Кто виноват, что у подавляющего большинства населения патриархальное средневековое сознание ?  А в обществе доминируют почвенники кадымисты, предшественники которых сто лет назад ,заб-расывали джадидов  камнями, называли капырами и предателями? 

    В прошлом году умерла жившая по соседству со мной , старая коммуни-стка, некогда ответственный работник обкома партии. В последние го-ды она часто побиралась на базаре и мелких магазинах расположенных на нашем массиве. Маленькая, худенькая, опрятно одетая в свои одеж-ды тридцатилетней давности и бодрая в свои 85 лет, она сжав тонень-кие злые губы подходила к продавцу и  глядя прямо в глаза говорила – Два дня ничего не ела! – Очень может быть, что так на самом деле и было. Сегодня одинокому человеку очень трудно прожить на пенсию. Но она не просила  «Дай !» Нет! Она говорила , что голодная . И ей почти никто не отказывал. Всегда давали немного денег, или что-то из продуктов. Я и сам давал ей деньги . А если, не дай бог, кто-то отказы-вал. Не поверите! Истошным голосом вопила : «Джадид! Уругингни курутаман!» (Джадид! Высушу твоё семя). 

    Это было её самым страшным ругательством. Представляете, какое отношение было  к  джадидам. И это не частный случай. Не так давно, еду в такси, разговорились с пассажирами об истории, просветительской деятельности джадидов  и вдруг водитель вставляет реплику – Что о них говорить? Предатели и безбожники! Правильно их репрессировали! – Я попросту обомлел. И пока ехал выяснил, что водитель, бывший работник духовного управ-ления мусульман, занимающийся извозом… Таковы наши реалии… 

    Кто виноват, что двадцать лет не меняется председатель колхоза? И мелкие грызуны допущенные к кормушке разворовывают колхозный амбар. Чем же, друзья, мы  с вами отличаемся от них? Может в чём-то, мы и похуже. Что делать, если у нас нет своего бескорыстного Махатмы Ганди, а на безрыбье заболоченного узбекского пруда, вернее, хавуза   есть только спесивые раки. Кто виноват, что наши непримиримые большевистские комиссары не выполнили свою историческую миссию по созданию объединённой светской оппозиции, как и большевистская власть упустила время для регистрации оппозиционных партий и создания гражданского общества? 

    На мой взгляд,  это уже и не так актуально. Боюсь , очень скоро, нам придётся думать не о демократии, а о сохранении светского характера власти, борьбе с региональным сепаратизмом и защите суверенитета…А тех, кто сумеет уцелеть, когда-то реабилитируют  и  они, сидя вместе с теми кто их преследовал под крышей благотворительной столовой для ветеранов,  будут молча поедать наваристую правительственную похлёбку.
                                                                                                      
                                                                                         Абдулазиз  Махмудов
      

    Просмотров: 459 | Добавил: hamkorlik | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: